Версия для печати
Atrist


ТВОРЧЕСТВО Н. И. ХМЕЛЬНИЦКОГО


Судьба связала со Смоленщиной популярного в первые деся¬тилетия XIX в. драматурга Н. И. Хмельницкого. Талантливый администратор, он был с 1829 по 1837 гг. смоленским гражданс¬ким губернатором.
В Смоленске к этому моменту существовала достаточно устой¬чивая традиция театральных представлений.
В 1825 г. в Смоленске на Блонье было построено каменное зда¬ние Дворянского собрания с театральным залом. В первые деся¬тилетия XIX в. в городе гастролировали актерские труппы из различных губерний и выступали актеры домашних театров из уездных городов. Представляли модные пьесы А. Коцебу и по¬становки русских пьес. Назначение губернатором известного драматурга несомненно имело значение для дальнейшего раз¬вития театрального дела в городе и губернии в целом.
Подлинная же история нашего театра, как и абсолютного большинства других театров областных центров, начинается после Октябрьской революции, когда была создана своя профессиональная труппа.
Н. И. Хмельницкий вы¬ступил в драматургии на рубеже 1810-1820-х гг. и к моменту его назначения смоленским губернатором в 1829 г. уже завоевал авто¬ритет у любителей театра. Он принадлежал просве¬щенному дворянскому се¬мейству. Н. И. Хмельницкий окон¬чил горный кадетский корпус. Во время Отече¬ственной войны 1812 г. вступил в ополчение, был переводчиком, адъютан¬том М. И. Кутузова, в со¬ставе русских войск вошел в Париж. Позже служил управляющим канцеляри¬ей петербургского гене¬рал-губернатора графа М. А. Милорадовича. За воинскую службу он был награжден орденами св. -Владимира четвертой сте¬пени с бантом и св. Анны второй степени.
На гражданской служ¬бе Хмельницкий был чиновником коллегии иностранных дел, департамента юстиции, министерства внутренних дел, губерна¬тором смоленским и затем архангельским. Тем не менее нельзя сказать, что служебная карьера Хмельницкого сложилась удач¬но. Он не был достаточно искушен в делах, проявил себя на госу¬дарственной службе как человек либеральных взглядов, и это сделало его жертвой интриг.
Во время своего губернаторства в Смоленске Хмельницкий спо¬собствовал развитию города и губернии. Он добился крупной пра¬вительственной ссуды, поощрял развитие промышленности, со¬действовал строительству дорог и благоустройству улиц Смолен¬ска, созданию пожарной команды и полицейского управления в городе, был инициатором статистического описания 12 городов и нескольких уездов, организации первой в России выставки ману¬фактурных и ремесленных изделий в 1834 г., создания губерн¬ской библиотеки. При Хмельницком был разбит нынешний сад им. Глинки (Блонье). В 1832 г. город посетил император Николай I и, видимо, остался доволен тем, что увидел. В том же году смоленс¬кий губернатор был награжден орденом св. Анны первой степени.
Известные смоленские историки-краеведы Д. И. Будаев и М. Н. Левитин рассказывают, что мечтой Хмельницкого было найти в Семлевском озере сокровища, оставленные Наполеоном во время бегства из России, но этой мечте, как и многим другим начинаниям губернатора, не суждено было осуществиться.
В связи с обнаружившимся хищением казенных средств Хмельницкий был переведен из Смоленска в Архангельск. Там его служебная деятельность также не увенчалась успехом. Он был отправлен в отставку, подвергся судебному преследованию по смоленскому делу и, разочарованный и обиженный, умер в 1846 г. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Русская драматургия того времени отличалась жанровой пе¬стротой и испытывала влияние различных литературных направ¬лений. Еще сохраняли авторитетность традиции классицизма, но в творчестве многих драматургов они соединялись с предро-мантическими веяниями. Это характерно, например, для твор¬чества знаменитого автора трагедий В. А. Озерова.
Трагедии на исторические сюжеты писал уроженец Смолен¬щины С. Н. Глинка. Он ориентировался на традиции сентимен¬тализма, исторические повести Н. М. Карамзина. Его патриоти¬ческие пьесы имели успех в период Отечественной войны 1812 г. Писали в жанре трагедии и исторической драмы Г. Р. Державин и А. А. Шаховской.
Увлекался исторической темой и Н. И. Хмельницкий. По¬смертно были опубликованы его исторические пьесы «Русский Фауст, или Брюсов кабинет», «Царское Село, или СватовствоРумянцева», «Обер-кухмейстер Фельтен», «Зиновий Богдан Хмельницкий, или Присоединение Малороссии». Но в его пье¬сах исторические персонажи, упоминание исторических собы¬тий уже не предполагают обязательного трагического пафоса. Он делает сюжетным стержнем исторические анекдоты, делает ис¬торических лиц участниками комедий и мелодрам.
В первые годы творчества Хмельницкий был близок с Шахов¬ским и Грибоедовым. Вместе они работали над комедией «Своя семья, или Замужняя невеста». Основной текст принадлежал Шаховскому, Грибоедову - пять явлений второго действия, Хмельницкому — третье явление третьего действия.
Пьеса воспроизводила нравы поместного дворянства. Она была написана к бенефису актрисы М. И. Валберховой, которая должна была выступить в одной роли, но сразу в нескольких амплуа, поскольку ее героиня Наташа, чтобы угодить родствен¬никам мужа, демонстрировала каждому разные грани своего характера. Хмельницкий написал сцену Наташи с ученым зя¬тем Максимом Бирюлькиным, который устраивает ей экзамен, проверяя ее познания в науках. Современники считали эту сце¬ну самой удачной и остроумной в пьесе.
В зрелые годы Хмельницкий выступил как противник Ша¬ховского. Он не разделял консервативных взглядов знаменито¬го драматурга, выводил в своих пьесах представителей дворян¬ской молодежи, которые, чувствуя себя людьми европейской культуры, боролись против предрассудков прошлого.
1820-40-е годы в истории русской сцены отмечены, как извес¬тно, полновластным господством самого безобидного, безопасно¬го и легкомысленного жанра — водевиля. В 1845 году Гоголь с воз¬мущением писал о «наводнении пустых и легких пьес», о засилье «всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам и мишурно-великолепного зрелища для глаза». Точно такой же была ситуа¬ция и в Смоленске, где заезжие лицедеи и доморощенные «благо¬родные» актеры-любители развлекали публику в лучшем случае юморесками Ленского, Иванова, Шаховского, Кони, Хмельниц¬кого и др. В таких обстоятельствах маленький театр Цевловско¬го, подобно своему владельцу, выглядит как «редкое исключе¬ние», как явление почти беспрецедентное для николаевского вре¬мени, тем более для крепостных подмосток. Его репертуарная основа - самая добротная отечественная и зарубежная классика. «Многие помещики нашего уезда впервые из представлений на¬шего театра познакомились с произведениями русских писателей, даже с комедиею «Горе от ума», - вспоминает Водовозова. Играли в Поречье и знаменитые комедии Фонвизина. Идеология и каче¬ство пьесы были, по-видимому, первой заботой Цевловского. При необходимости он сам садился за письменный стол и переводил для труппы полюбившиеся произведения французских и польских драматургов - вплоть до классических комедий Мольера. Ни са¬мих переводов, ни списка их не сохранилось, однако судя по тому, что участвовавшая в спектаклях старшая дочь Николая Григорь¬евича знала наизусть целые страницы из «Тартюфа», по крайней мере эта знаменитая пьеса входила в репертуар поречского театра.
Выбор «Тартюфа», главным героем которого является свято¬ша в сутане, легко объясняется вольтерьянским вольнодумством Цевловского и его напряженными отношениями с церковью (еще один источник его житейских осложнений). Последователь эн¬циклопедистов, противник всякой мистики, он был убежденным атеистом, хотя, как человек терпимый и деликатный, никогда не позволял себе оскорблять чувства верующих. Просто не хо¬дил в церковь! Если в доме по какому-нибудь случаю совершали молебен, хозяина, как правило, дома не оказывалось. Детей сво- \ их Николай Григорьевич учил всему, кроме закона Божьего (эту неизбежную по тем временам миссию взяла на себя его супруга Александра Степановна). И даже в последний свой, смертный час (а умирал Цевловский в полном осознании происходящего), со¬славшись на «недостаток времени», он отказывается от услуг пришедшего священника. Как бы мы ни относились сегодня к его атеистическим взглядам, нельзя не признать, что это был человек щепетильно честный, последовательный, верный себе всегда и во всем. Спектакль Цевловского, насколько нам извест¬но, является первой на Смоленщине театральной версией «Горя от ума». Не исключено также, что это вообще была первая по-становка комедии Грибоедова на уездной сцене и на подмостках русского крепостного театра.


ИОСИФ ТЫРТОВ


На топографических планах дореволюционного Смоленска, в той его части, которая некогда именовалась слободою Кукуй, близ Петропавловской церкви, если внимательно присмотреться, мож¬но обнаружить небольшой, ныне уже не существующий «проулок Тыртова». В старые годы наша топонимика еще редко расходи¬лась со здравым смыслом, названия «городовых» частей, концов, улиц, переулков брались не с потолка, но были связаны с реаль¬ными фактами местной истории и географии, что придавало го¬родам неповторимый колорит, «лица необщее выраженье». Про¬извольных, надуманных, инородных обозначений типа нынеш¬ней смоленской улицы Парижской Коммуны (историческая Резницкая!), не говоря уж о таких бюрократических вывертах советского времени, как улицы МОПРа, Коминтерна, Профинтер-на, 12-ти лет Октября, 60-летия ВЛКСМ и т. п., практически не было. Поэтому мы вправе задуматься над вопросом: чье имя полу¬чил скромный заднепровский «проулок» и какое отношение име¬ет носивший это имя человек к нашему городу? Деятеля по фами¬лии Тыртов как будто бы нет в книгах о Смоленске, не слыхивали о таковом и любители местной старины. Позволю себе предложить читателю свою версию ответа на поставленный вопрос.
Как-то в начале прошедшего столетия, разбирая оренбург¬ский архив поэта пушкинского времени Ознобишина, известный историк и литературовед Б. Л. Модзалевский обнаружил в нем среди прочего небольшую, на шести листах, не сказать чтобы грамотную рукопись под названием «К истории города Смолен¬ска» . На самом же деле это была совсем не история города, а, ско¬рее, автобиография одного из его жителей - скромного мещани¬на Иосифа Гавриловича Тыртова. Известно, что Ознобишин в середине прошлого века какое-то время жил в Смоленске и при этом проявлял живой интерес к его истории и культуре, сотруд¬ничал с губернским статистическим комитетом, вокруг которо¬го группировались в ту пору смоленские краеведы. Судя по все¬му, именно тогда по его инициативе наш земляк набросал свои мемуары, и таким путем они оказались позднее на родине поэта, в далеком Оренбурге. Модзалевский, в свою очередь, счел их за¬служивающими внимания и в 1915 году опубликовал в первом номере журнала «Русский архив».
Первый спектакль «Жителей города Смоленска» состоялся в 1839 году в обширном доме аптекаря Мего, где, как правило, вы¬ступали и приезжие труппы. Доморощенные артисты - и прежде всего сам Тыртов в заглавной роли доктора Бернарди - сразу же пришлись по душе не избалованной развлечениями смоленской публике. И дело пошло. В ближайшие годы «Тыртов со товари¬щи» подготовили еще как минимум четыре новых спектакля, при¬чем уже на своем, российском материале. Французские кавалеры уступают сцену самобытным отечественным типам. При желании в «репертуарной политике» Тыртова можно уловить даже легкую либеральную, демократическую тенденцию.
Второй работой «Жителей города Смоленска» стал спектакль по пьесе московского драматурга Н. С. Соколова «Невеста под зам¬ком» , опубликованной в 1838 году и только что опробованной сто¬личными театрами. В этом водевиле Тыртов исполнил роль Ко-рюшкина. Для третьего спектакля выбрали «Бабушкиных попу¬гаев» - один из лучших водевилей популярного комедиографа и к тому же недавнего смоленского губернатора Н. И. Хмельницко-го. Похоже, что таким выбором «Жители города Смоленска» вы¬ражали сочувствие и благодарность отставленному от должности и уже находившемуся под арестом поэту-администратору. Не ис¬ключены в спектакле и другие местные ассоциации: по некото¬рым сведениям, героиня «Бабушкиных попугаев» напоминала смолянам хорошо известную в губернии старую барыню - Елену Дмитриевну Каховскую.
Четвертую премьеру - по комедии Ф. Ф. Иванова «Женихи, или Век живи - век учись» (1808) - можно считать самым рис¬кованным поступком труппы Тыртова. Дело в том, что «Жени¬хи» Иванова - одно из самых резких антикрепостнических про¬изведений русской драматической литературы. Герой пьесы,цивилизованный» помещик Живодеров, ведет хозяйство по новейшим английским рецептам, что не мешает ему самым ди¬ким, отечественным образом драть по три шкуры со своих кресть¬ян. Скотине в его поместье живется лучше, чем крепостным лю¬дям. Добродетельная, гуманная героиня отказывает «культур¬ному» жениху: «Я не могу любить тирана», - заявляет она. Тыр¬тов исполнил в спектакле роль обличителя крепостнических зло¬деяний - резонера Стародума.
От премьеры к премьере репертуар самодеятельных артистов становился все интереснее и ответственнее. И в конце концов они замахнулись на театральную классику - «комическую оперу» А. О. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват» (1779), пьесу, непростую для исполнения, пронизанную грубоватым про¬стонародным юмором, с песнями, частушками, плясками. «Пре¬милым народным водевилем» назвал ее когда-то строгий Белин¬ский. Крестьянин Анкудин, роль которого взял на себя Тыртов, вы¬дает свою дочь, красавицу Анюту, замуж за «детину-хлебопашца» Филимона, т. е. за человека своего, крестьянского состояния, од¬нако жена Анкудина - «провальная старуха», «баба дворянского отродья», как она характеризуется в пьесе, - хотела бы себе друго¬го зятя, поблагороднее. Влюбленные Филимон и Анюта одержива¬ют победу и соединяются лишь спомощью «могучего чародея», де¬душки Фаддея - умного и хитрого местного мельника с репутаци¬ей деревенского колдуна. Крестьяне вообще выглядят у Аблесимова предпочтительнее дворянства, наделяются чувством сословного достоинства, что побудило когда-то нашего земляка, поэта Шахов¬ского, связать его комедию с фонвизинским «Недорослем».
Таковы известные нам сценические работы труппы Иосифа Тыр¬това, относящиеся к концу тридцатых - началу сороковых годов.
По утверждению Тыртова, смоленская публика и в самом деле горячо поддержала его начинание, отнеслась к землякам более чем благожелательно, а сам он получил славу первого местного комедианта, стал своим человеком в среде городской интелли¬генции, вошел, по его выражению, в круг «ученых людей».
Организация труппы «Жители города Смоленска» - только часть сценических подвигов смоленского простолюдина.
В 1840 году в Смоленск на гастроли прибыл еще один профес¬сиональный театр - труппа Федорова. По ходу дела, как это не¬редко случается в такие моменты, у театра возникли проблемы с исполнителями, и антрепренер, прослышав о талантах Тырто¬ва, обратился к нему за помощью. С великой горячностью, без всяких контрактов и платы за труд, принимается он за предло¬женные роли. Правда, поначалу они мало соответствовали его наклонностям, его по преимуществу комическому, простонарод¬ному амплуа. Тем не менее, и в таких ролях он смотрится ничем не хуже профессионалов, не портит впечатления, не выпадает из игры. Более того - чувствует, что способен на большее. Мечта смолянина - заглавная роль в какой-нибудь комедии с" популяр¬ным тогда малороссийским уклоном (похоже, именно «фирмен¬ные» украинские юморески больше всего понравились ему ког¬да-то в репертуаре Рыкановского). В надежде на удачу - а может быть, и по предварительной договоренности с антрепренером -он достает и выучивает веселую комедию Г. Ф. Квитки (Основь-яненко) «Шельменко - волостной писарь» и при повторных гас¬тролях театра Федорова блестяще исполняет перед земляками роль наглого, трусливого и вороватого Кондрата Шельменко. Судя по всему, это был его звездный час. Грубоватая малорос¬сийская юмористика Квитки, которого «Северная пчела» свы-сока третировала за «подражание героям питейных домов», со¬вместившись с простодушной, самобытной манерой смоленско¬го мещанина, дала превосходный эффект: публика встречает и провожает своего любимца рукоплесканиями, а театр Федорова делает в нашем городе непривычно хорошие сборы.


    ♦Чтобы слабая пьеса не провалилась на сцене, ее поставили в фойе. /Михаил Генин/
    ♦Театру, который достиг совершенства, уже ничто не может помочь. /Н.П. Акимов/
    ♦В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают. /Дени Дидро/
Сайт создан в системе uCoz