История
Atrist

В конце 60-х годов газета "Рабочий путь" опубликовала целую полосу, посвященную 50-летию областного драматического театра. Как иногда бывает в подобных случаях, дотошные краеведы обнаружили в публикации "неточность". Найдя в краеведческой литературе упоминание о постройке в 1803 году в Смоленске здания Дворянского собрания со сценой для театральных представлений, они сочли, что театр может считать точкой отсчета своего существования именно эту дату. Общественность поговаривала уже о необходимости готовиться к 175-летию театра. Чтобы обосновать законность такого юбилея, надо было внимательно вчитаться в запись дневника первого историка города Смоленска Н.А. Мурзакевича, откуда сообщение о постройке здания Дворянского собрания перекочевало в современную краеведческую литературу. А запись эта гласила: 1803 го" д, 11 июля. Вместо Дворянского зала в Офицерской слободе, в коем сделан театр, на Блонье устроен новый Дворянского собрания дом с огромным залом и двумя деревянными корпусами на каменном фундаменте". Оказалось, что театр-то был не в новом здании Дворянского собрания, а в старом, построенным где-то в 80-х годах XVIII века. (Дворянские собрания стали созывать после жалованной грамоты Екатерины II дворянству, относящейся к 1785 году. )

Guiter

Первое известие, которое позволяет говорить о том, что театральные представления в Смоленске насчитывают не менее трех столетий, относится к середине XVII столетия. В "Истории русского театра", изданной до революции, читаем: после смерти Грегори, который устраивал спектакли при дворе царя Алексея Михайловича в Москве, на его место, по рекомендации смоленского воеводы князя Голицына, был взят шляхтский сын Стефан Чижинский, служивший сначала в полку гетмана Потоцкого, впоследствии преподававший в течение двух лет латинский язык сначала в Киевской духовной школе, а затем в Смоленске. Грегори умер в феврале 1675 года, следовательно, педагогическая деятельность Чижинского в Смоленске проходила в основном в 1674 году. Явившись к боярину А.С. Матвееву, который поинтересовался в первую очередь его знаниями в области "комедийных наук", Чижинский с достоинством ответил, что "комедийное дело его станет", и в течение 8 месяцев, вплоть до закрытия театра после смерти царя, с успехом ставил комедии и учил этому мастерству десятки "всякого чина людей". Естетсвенно напрашивается вывод о том, что и в Смоленский период своей жизни он занимался организацией театральных представлений. Иначе потому бы смоленский воевода взял ответственность рекомендовать Чижинского руководителем театра при царском дворе? В 50-х годах XVIII века театр в Смоленской духовной семинарии организовал преподаватель пиитики Мануил Базилевич, воспитанник Киевской духовной академии, ученик Г. Кониского. Театр в духовных учебных заведениях преследовал учебные цели. В связи с этим и репертуар носил соответствующий типу образования характер, в нем были спектакли рождественского цикла, пасхальные, о святых. Ставились драматические произведения на исторические темы и нравоучительные характера. Сам Базилевич написал пьесу против распущенности нравов и пьянства.

Guiter

Смоленск был в числе первых губернских городов, где появился свой общественный театр. История его создания была обычной для того времени. Инициатором стал видный дипломат и военный деятель князь Н.В. Репин, бывший в течение нескольких лет смоленским генерал-губернатором. А повод послужил приезд в город Екатерины II и австрийского императора Иосифа II в июне 1780 года. Готовясь к встрече царствующих особ, Репин построил за Никольскими воротами «Оперный дом». Упомянутый выше, Н.А Мурзакевич в своей «Истории города Смоленска» записал: «Генерал-губернатор князь Николай Васильевич Репин выбрал за городом на поле то место, где теперь населена Никольская слобода, и приуготовил великолепный оперный дом». В книге А.Г. Брикнера «Путешествие Екатерины II в Могилев в 1780 году» о встрече Екатерины II в Смоленске место «оперного дома» уточняется: царица присутствовала на балу «в покоях, построенных перед форштатом», а затем – «на театре, тут же сделанном». Как видно из «Дневной записки» путешествия Екатерины II, вечером 3 июня здесь «на театре была представлена благородными обоего пола российская комедия с хором».

Более систематический и регулярный характер театральные представления пробрели во второй половине XIX века. В начале 1866 года городская дума на средства, собранные на «вспомоществование бедным», пострадавшим от пожара, купила специальное здание для театра, на углу нынешних улиц Ленина и Глинки. С одной стороны к нему примыкало здание Дворянского собрания, с остальных сторон оно было окружено улицами и площадями. Здание – деревянное, с крутой и узкой лестницей, с неудобным выходом, с узкими коридорами, одним словом, очень опасное в случае пожара.


    ♦Трагическая роль тем лучше удается актеру, чем меньше он впадает в крайности. Безмерный ужас порождается именно умеренностью./
    ♦Хорошему актеру не мешает даже самый блестящий режиссерский замысел.
    ♦Если пьеса имеет успех, режиссер воображает себя гением. Если пьеса проваливается, он заявляет, что публика - дура.
Сайт создан в системе uCoz